Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Этот непростой путь к себе

Вячеслав Черных, Илона Гизатуллина и Екатерина ИзотоваСпортивное воздухоплавание – это не только красота полёта, но ещё и тяжёлый труд. Тяжёлый труд и пилота, и организаторов мероприятия, и спортивной дирекции. Воздухоплавание глазами помощника, обсервера, измерителя и скорера, Илоны Гизатуллиной.

Sport ballooning is not only a beauty of flight, but also a hard work. Hard work of pilots, of event organizers and of sport directorate. Aeronautics by eyes of assistant, observer, measurer and scorer, Ilona Gizatullina.

Вступление

Вячеслав Черных, Илона Гизатуллина и Екатерина ИзотоваИдеальный пилот – существо самодостаточное, с неограниченным числом степеней свободы. Поднял аэростат, переместился, куда позволил ветер, приземлился, перекусил чем бог послал, поспал – и по новой, вперёд (ну, или назад, это уж как природа позволит).

Наши же пилоты – существа, в большинстве своём абсолютно беспомощные и незащищённые. Чтобы он воспарил, а потом добрался домой в целости и сохранности, необходим целый штат ангелов-хранителей: водитель, штурман, и ещё пара человек на подхвате. И обращаться с ними нужно бережно и с уважением, помня о том, что короля делает его свита.

Каждому ангелу-хранителю полагается свой запас знаний, необходимый для квалифицированной помощи пилоту. Иногда эти знания просто не помещаются в голове, потому что теорию и практику воздухоплавания неплохо бы изучать в институте в течение лет пяти как минимум – столько сложного и смежного содержится в этом простом на вид занятии.

Например, мой словарный запас (как ангела-штурмана) за сутки увеличился на несколько десятков слов, которыми можно смело козырять перед знакомыми и незнакомыми людьми. Ну и что, что теперь уже сложно вспомнить, чем локсодрома отличается от ортодромы, а параметры референц-эллипсоида от параметров геоида, не говоря уже о том, что понятие «квазисевер» невозможно найти даже в Google, зато уж «датум» и «nmea» используются каждый день да по нескольку раз.

Вопросы

Любителю математики, которого хлебом не корми, дай что-нибудь сложить-вычесть-разделить, естественно, безумно интересно: как же считаются результаты во время соревнований?

Илона Гизатуллина на мишениПервый робкий подход к Дейвидасу Пинкявичюсу (главный скорер на чемпионатах Литвы и России; примеч. ред.):

– А как?..

– Тебе правда интересно? Это здорово! Подходи – покажу, объясню.

А как тут подойдёшь, если полёты, полёты, полёты… А результаты постоянно меняются, пилоты ездят туда-сюда по столбцу мест. Почему так? Почему нельзя всё посчитать сразу и окончательно? Пока совершенно непонятно.

И тут – неожиданная просьба о помощи: 8-го марта посчитать дистанционно LRN («Максимальную площадь») для «Погони за солнцем». Ой, да это ж прям подарок! Сначала – придирчивая сверка результата формулы с результатом OziExplorer, удивление, что они же – и правда! – совпадают, и письма, письма, письма: оттуда – с данными, туда – с результатами. Фу-ух, первое боевое крещение позади.

На подхвате

Следующее предложение: помочь спортивному директору с подсчётами во время полноценного спортивного соревнования. Это уже серьёзней. Спортивный директор – небожитель. В его присутствии следует благоговейно молчать и внимать мудрости, исходящей из его уст. Он смотрит сквозь тебя, непрерывно что-то обдумывая.

Момент знакомства, дрожь в коленках: «А вдруг напортачу?» Постепенно вникаешь, набираешься уверенности, потом самоуверенности, и – бац! – первые грабли. Приходит пилот: «Я не мог так далеко пролететь от цели».

И начинаешь разбираться, и оказывается, что программы программами, но не мешает почаще просматривать треки на карте…

А потом оказывается, что даже и то, чем пользуются годами, тоже далеко от совершенства, и ошибки начинают плодиться и размножаться.

И вот ты уже пишешь письма разработчикам OziExplorer, Garry Lockyer и самому Mathijs de Bruijn с просьбами растолковать, подсказать, поправить. А ответные письма порождают следующие вопросы, и так – до бесконечности. И становится понятно, почему дирекция живёт в режиме non-stop, без перерывов на обед и сон.

И мозг начинает продумывать оптимальности: оптимальность организации, оптимальность вычислений, оптимальность использования людских ресурсов. Кстати, эти самые «ресурсы» – немаловажный фактор. Что в дирекции, что в измерительных командах, что в организации. Как же приятно бывает работать с увлечёнными и понимающими людьми, которых в воздухоплавании большинство (ну, или мне просто так везёт)!

Пилоты и их треки

На каждом соревновании возникает ситуация, когда пилот, не дослушав или не вникнув, понимает задание по-своему и выполняет его соответственно. Не знаю пока, как и на какой стадии, но необходим некий устный предсоревновательный ликбез (не ограничивающийся фразой: «Пусть читают правила!»). Потому что бывает так обидно, когда видишь по треку, что не из-за ветра или отсутствия мастерства, а именно от недопонимания пилот выдаёт плохой результат! Показательный пример – всё тот же LRN (задание «Максимальная площадь»), у которого основных видов три, не говоря уже о подвидах. И не забываем о декларациях – с их внешним видом и правилами заполнения пилотам нужно знакомиться не перед ящиком для деклараций за минуту до его закрытия, а на Генеральном брифинге…

Получение удобоваримых треков при отсутствии официальных – это отдельная песня. Следовало бы ещё на стадии регистрации проверять, есть ли и настроен ли правильно личный GPS-приёмник пилота. Потому что это дополнительная головная боль дирекции – расшифровывать то, что удаётся скачать из, прямо скажем, несоответствующих правилам соревнований устройств.

Заключение

Соревнование воздухоплавателей – событие, в котором хочется находиться. Особая атмосфера, красота данного вида спорта, общение с замечательными людьми – всё это запоминается надолго. Закрываешь глаза и улыбаешься, вспоминая уникальный штраф в одно очко в Дмитрове, чуть не залетевший в капюшон маркер под Тулой, танец измерителей в Великих Луках, японское «Банзай!» в полях Кунгура, полёт аэростатов ровно на 180 градусов от разложенных крестов под Белгородом...

Ветер, дуй!

Пилот, летай!

Счётчик, тщательней считай!

Илона Гизатуллина

 

 

Вы здесь: Home Статьи Воздухоплавательный спорт Этот непростой путь к себе