Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Семь часов с Сергеем Латыповым

Практическое занятие по вязанию узловТульские воздухоплаватели активно взялись за развитие воздухоплавания у себя в регионе. На приглашение провести мастер-класс и поделиться своим опытом и знаниями для пилотов и подрастающих воздухоплавателей г.Тулы, откликнулся пилот Сергей Латыпов, г.Москва. И 14 апреля 2013 года, в городе Тула состоялся мастер-класс от Сергея Латыпова.

Balloonists in Tula actively got down to develop ballooning in their region. Hot air balloon pilot from Moscow Sergey Latypov accepted a request to share his experience and knowledge with pilots and growing balloonists of Tula. A masterclass from Sergey Latypov has happened on 14 April 2013.

Эмоции улеглись часам к 10 вечера, зато полезли слова, которые непременно тут же «затребовали» выкладки на бумагу. Пришлось открыть слипающиеся от усталости глаза и включить компьютер…

Сегодня мы «учились летать с Сергеем Латыповым». Семь часов теории и практики с небольшими перерывами на чай, кофе и плюшки. Интересно. Порой сложно, но все равно интересно: разобраться-то хочется... Ведь все, что ты понимаешь, становится для тебя простым. А если ты можешь объяснить это другим, то и вовсе элементарным. Странно, но почему-то этими «элементарностями» и «не принято» делиться. Может, потому, что все думают – раз все просто, то и говорить тут не о чем?

Первый раз с Сережей мы заговорили про систему обучения воздухоплавателей в декабре, когда я писала статью о полетах нашей сборной на Чемпионате мира в Америке. Тогда Сережа сказал: «Мы многого не знаем... Мы еще на том уровне, что не знаем, как выбрать место старта. Учиться надо, делиться информацией, доверять друг другу». Я тогда ответила ему: «Ну, никто же не сделает это за нас. Вот ты можешь рассказать о своей «системе летания», например, у нас в Туле?». Со времени того первого разговора прошло больше трех месяцев. Сергей слетал в Италию и Швейцарию, мы открыли молодежный воздухоплавательный клуб, устроили зимнюю фиесту, потом все вместе полетали «В погоне за солнцем». А встретившись в конце марта на семинаре по безопасности, вновь вернусь к давнему разговору. Сергей подтвердил свою готовность провести семинар, и вот 14 апреля 2013 года все сложилось, мы собрались в Малахово, приехал Сережа – и начал задавать вопросы. Уточняя, чего же мы хотим?

Классическое отечественное образование (кстати, практически в любой сфере) учит нас действовать по шаблону: вот вам, товарищи, алгоритм, а дальше «по образу и подобию», в лучшем случае меняя переменные данные… Сергей пошел другим путем: он предложил нам создавать эти алгоритмы самостоятельно, для каждой проблемы, требующей решения. Конечно, это гораздо сложнее, но и значительно эффективнее, ведь то, что ты придумал сам, забыть уже невозможно.

В воздухоплавании – пожалуй, больше, чем где бы то ни было, – нет абсолютных истин. Как собирать аэростат? Где поставить вентилятор? В какой последовательности собирать аэростат и почему к сборке надо готовиться еще на предыдущей посадке? С какой стороны разместить приборы в корзине? Каждый выбирает это сам. Главное, чтобы сам пилот мог бы ответить на вопросы «Зачем?» и «Почему?». Причем сразу, не раздумывая.

Когда Сергей сказал «надо начинать с простого», он погорячился. Оказалось, что надо начинать с самого-самого простого. С математических формул или законов физики, к примеру. В воздухоплавании есть целый ряд аксиом, о которых, предполагается, все знают, но обычно о них просто никто даже и не задумывается. Например, сколько метров отображает вторая после запятой цифра в написании плоскостной координаты широты или долготы? Что означает каждая цифра в последовательности цифр географической координаты? Если курс от первой точки ко второй будет 100°, то каким будет обратный курс – от второй точки к первой? Каким узлом завязаны стропы внутри оболочки?

В какой-то момент я поняла, что «торжественный вынос» моего мозга состоялся. А потом ничего, мозг одумался, вернулся и продолжил с большим энтузиазмом. Наверное, потому, что ответ на любой вопрос был абсолютно исчерпывающим, с глубоким системным экскурсом в технологию обеспечения каждого процесса. Например, стропы завязаны узлом «булинь», потому что он вяжется с одной веревки, расходует ее экономно и, что самое главное, фиксирует абсолютно надежно. Думаете, это все? Ничего подобного, теперь взяли веревочки, и пошли вязать узлы. И не один, а минимум десяток, чтобы, что называется, почувствовать разницу. А потом еще несколько схем о том, как это применимо, к примеру, в привязных подъемах и долгом «рекламном стоянии», а попутно еще немного о приземном ветре и правильной фиксации купольного фала, чтобы позиция шара была максимально устойчивой.

После «теории» мы отправились на улицу. Задача вроде бы простая: определить, где мы сейчас находимся (записать координаты по карте) – но каждый, кто был в Малахово, понимает, что это не очень просто. Поскольку недавно построенный горнолыжный курорт на карту еще не нанесен, «привязываться» надо к другим ориентирам – рельефу местности, железной дороге, опорам ЛЭП и т.п. Так, шаг за шагом, задача, поначалу казавшаяся абсолютно невозможной, начала обретать реальные пути решения. А еще Сергей побил рекорд по разрушению стереотипов по сборке-разборке аэростатов. Технично так побил, со знанием дела, с рисованием схем и детальным объяснением устройства аэростата.

В одном из разговоров Сергей сказал: «Тебе страшно лететь вниз минус четыре? Юль, твой аэростат может безопасно разогнаться до минус семи. Это самый безопасный вид из всех воздушных судов. Начни с начала: разберись в его устройстве». Тогда я полезла в книжку, читать. После семинара мне захотелось сделать это снова. Так что теперь я точно знаю, какую книгу возьму с собой в отпуск. Да, главное – еще не забыть видео с семинара, чтобы пересмотреть на свежую голову.

Пожалуй, то, что отложилось после семинара в моей голове, можно выразить четырьмя фразами:

1. Берите информацию везде.

2. Главное, построить свою понятную и удобную систему действий.

3. Прежде, чем что-то делать, надо ответить себе на вопрос «почему именно так?».

4. Ну, и спрашивайте, конечно. Ведь, с одной стороны, правильно сформулированный вопрос – это половина ответа, а с другой – мы можем научиться чему бы то ни было, только общаясь.

P.S. Валерий Бондаренко в своих «48 часов Nostalgiе» написал: «Если вы вдруг увидите человека, который что-то реально умеет делать в этом мире, все бросайте и идите смотреть. При этом совершенно неважно, что же именно он реально умеет делать – петь, печь пирожки, прогуливаться по берегу Волги, спать. Все бросайте и просто постарайтесь какое-то время рядышком постоять. Потому что где-то рядом – источник света».

Я рада, что мне удалось прожить рядом с человеком, который реально умеет летать.

Юлия Селезнева

 

Вы здесь: Home Статьи Воздухоплавательный спорт Семь часов с Сергеем Латыповым