Наши в Америке. Воздухоплавательная «Мекка»: тысяча шаров и миллион зрителей

АльбукеркеСамая грандиозная, самая снимаемая, самая причудливая и самая зрелищная – это все о ежегодной интернациональной воздухоплавательной фиесте в Альбукерке. Тысяча разноцветных аэростатов, одновременно поднимающихся в небо – это ли не чудо!

The most grandiose, photographed, freakish and theoric – that’s all about the Annual Albuquerque International Balloon Fiesta. Thousands of multicolored aerostats soaring in the sky – it’s a miracle!

(Статья была написана в 2000 году. Прим. ред.)

Бесспорно, воздухоплавание является на сегодняшний день одним из самых зрелищных спортивных мероприятий. Яркая раскраска оболочек в высокой синеве неба создает в душе неповторимое ощущение праздника, чувство восторга переполняет каждого, кто наблюдает за передвижением разноцветной армады, и остается в памяти на всю жизнь. С каждым годом этот вид спорта собирает все большее количество поклонников, а ставшие традиционными чемпионаты России в Великих Луках и ежегодные фиесты в Нижнем Новгороде, на Кавказе, внесли новые краски в жизнь провинциальных городов, сделав их известными даже за пределами России. 

Российско-американская команда воздухоплавателей

Ежегодно около тридцати российских пилотов поднимают аэростаты над Великими Луками, на неделю приковывая к себе внимание всех жителей, принося праздник в каждый дом. А можно ли себе представить в небе тысячу шаров, парящих одновременно на разной высоте, и двести тысяч пар глаз, любующихся этим необыкновенным зрелищем? 
С 7 по 15 октября 2000 года такой шанс выпал миллиону американцев, ставших свидетелями Интернациональной воздухоплавательной фиесты в Альбукерке, в штате Нью-Мексико - самой грандиозной фиесты в мире, самой снимаемой, представляющей собой самое причудливое спортивное зрелище в Америке. 
Ежегодно, начиная с 1972 года, под патронажем фирмы «Кодак» Альбукерке собирает воздухоплавателей всего мира на традиционное воздухоплавательное шоу, полюбоваться которым в течение недели имеют возможность от ста до двухсот тысяч зрителей ежедневно. По количеству участников и зрителей эта фиеста не имеет себе равных ни в Европе, ни в Америке. (Аналогичные мероприятия во Франции собирали не более 425 участников, в Южной Каролине - 150, а в Неваде - 125 шаров.) Благодаря этому факту фиеста в Альбукерке вот уже второй раз попадает в Книгу рекордов Гиннесса. Нет ей равной и по количеству спецформ, участвующих в шоу. В небе летают слоны и компьютеры, коровы и банки с напитками, шаттлы и сказочные персонажи, автомобили и мороженое! Реальность и фантастический мир спецформ сливаются в едином полете, подчиненные единому направлению ветра, проплывающие одним маршрутом над головами завороженно следящих за ними зрителей. 
В 2000 году поучаствовать в грандиозном празднике посчастливилось и нашим соотечественникам - Валерию Латыпову, неоднократному призеру российских и международных соревнований, чемпиону России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах, и Николаю Тарасенко, президенту Федерации воздухоплавания России. Надо заметить, Валерий уже покорял небеса Альбукерке в 1996 году, участвуя в интернациональной фиесте вместе с пилотом из Рязани Львом Мавриным, и даже чуть-чуть не выиграл «Key-Grab». Двадцать сантиметров отделяли тогда экипаж Латыпова от призового автомобиля. Обидно, но борьба есть борьба.

—Валерий, Вы в Альбукерке второй раз, кажется, уже все видели, все испытали, что поразило Вас в этом году?

—Есть такие вещи, которым не устаешь удивляться. Количество участников мероприятия - а по сравнению с 1996 годом оно еще больше увеличилось - никого не может оставить равнодушным. Двадцать восемь лет назад, когда все только начиналось, тринадцать аэростатов поднялись в воздух на первой фиесте. С каждым годом количество пилотов-участников увеличивалось, и вот сегодня достигло невероятной цифры - более тысячи аэростатов! При этом каждый экипаж состоит как минимум из трех-четырех человек, значит, участниками полетов стали четыре тысячи.

Стартовое поле
Такое огромное количество народа, казалось бы, должно было создавать определенные трудности у организаторов. Однако все мероприятие прошло на очень высоком уровне. Огромная команда выпускающих, одетых в костюмы зебр, отслеживала старт каждого аэростата, отвечала за безопасность. Как ни покажется странным, но не было тесно ни в небе, ни на земле, где двести тысяч зрителей прогуливались между корзинами, наблюдали за подготовкой к полету, а зачастую и сами участвовали в подготовке, помогая раскладывать снаряжение и устанавливать оболочку. Стартовали участники волнами, в несколько приемов, по свистку выпускающих, и ни разу мы не видели, чтобы кто-то столкнулся на земле или в воздухе. Надо сказать, безопасности полетов способствует еще и очень благоприятный климат Альбукерке. Так называемая «Альбукеркская коробочка» создает уникальные воздушные потоки, движущиеся как бы по кругу: вверх, вдоль поля, вниз, потом в обратную сторону и снова вверх. Кстати, это интересное движение воздуха позволяет, например, встретить рассвет несколько раз! 
Немного не повезло с погодой. Говорят, что в этом месте земного шара 360 дней в году светит солнце, и только пять дней бывает дождь или снег. Нам «достались» именно эти пять дней! Для местных жителей снег в это время года - абсолютная редкость, и поэтому специально для нас была организована экскурсия в горы - посмотреть снег! Ну, откуда этим американцам знать, что чего-чего, а уж снега мы в своей жизни насмотрелись вдоволь! У них это экзотика...

...День пилота аэростата начинался в 5 часов утра. К этому времени уже открывалась торговля, поле старта оживало, в течение получаса 4000 участников получали завтрак и утренний кофе, а в 6 часов уже начинался брифинг.

—Как же проводился брифинг с таким огромным количеством участников?

—Очень просто: с высокой трибуны через громкую связь пилотам сообщались условия полета, погода. Все было отлично видно и слышно. Поразило отношение к иностранным участникам. Во-первых, всем им на время соревнований бесплатно выдавался совершенно новый автомобиль сопровождения. Во-вторых, в 2000 году устроили парад иностранных команд. Каждого участника представили с трибуны, вручили флаг государства размером полтора на три метра, исполнили национальный гимн. Это было очень приятно. Кстати, именно по флагу нас находили в толпе зрители-соотечественники, которых в Америке превеликое множество. К нам подходили эмигранты, студенты-стажеры и туристы, те, кто уехали давно и недавно. Группа аудиторов, проходящих практику в штате, прочитав на оболочке название газеты «Экономика и жизнь», бросилась к нам со словами: «Да это же наша газета! Мы ваши подписчики!» Вот так понимаешь, что мир все-таки тесен, и наши люди есть везде!

—А какие были соревновательные полеты?

—Призы разыгрывались по итогам двух упражнений. В первом полете по ходу движения аэростатов были разложены три креста, нужно было попасть маркером в один из них. Очки назначались в каждой сотне. Во втором полете задание было таким же. Поскольку Key-Grab никто не снял, судьи решили приз отдать тому, кто по итогам двух упражнений набрал наибольшее количество очков. В качестве призов разыгрывались автомобили: по три приза в каждой сотне.

—А ночное свечение аэростатов было?

—Конечно, даже два раза - одно для спецформ, а другое для обыкновенных аэростатов. Это потрясающей красоты зрелище. Порядка пятидесяти аэростатов (обязательно от каждой страны-участницы выдвигался аэростат) выстроились на поле, включили горелки. На несколько мгновений пламя освещает всю оболочку и аэростаты превращаются в огромные китайские фонарики. А после этого устроили грандиозный фейерверк! Еще на фиесте были показательные полеты, называемые «ночным патрулем». До восхода солнца в полной темноте очень опытные пилоты поднимают аэростаты в небо. Кроме периодически вспыхивающей оболочки на каждой корзине мигают в темноте опознавательные огоньки - как у настоящего воздушного судна. Летает патруль вверх-вниз по Альбукеркской коробочке, а садится, когда уже светло.

—А как у них посвящают в воздушное братство?

—Да почти так же, как у нас. Человек, который первый раз пролетел на аэростате, становится на колени, руки держит за спиной и, губами или зубами ухватившись за край бокала, выпивает из него шампанское. А вот в пилоты они посвящают покруче. Мы наблюдали обряд посвящения одной пилотессы, которая первый раз самостоятельно пилотировала тепловой аэростат. Ее поставили на колени, включили вентилятор и начали лить на нее пиво, воду, шампанское в неимоверных количествах, при этом ветер, создаваемый вентилятором, обрушивал на нее шквал песка, пыли, грязи. Все были очень довольны, смеялись. Веселились от души, пили шампанское.

–Расскажите, как Вы добирались до Альбукерке.

—«Аэрофлот - Российские авиалинии» - наши давние друзья. Еще в 1997 году они помогли нам перелететь в Японию на Чемпионат мира по воздухоплаванию. Долетели прекрасно, без опозданий. В Сан-Франциско нас встретили, помогли арендовать автомобиль, на котором мы проехали 1700 км через три штата, совершив таким образом настоящее автомобильное путешествие. По американским понятиям мы побили все рекорды, поскольку то расстояние, которое они преодолевают два дня, проехали за 15 часов!
Кстати, раз речь зашла о самолетах, хочется рассказать еще об одной экскурсии. С помощью наших друзей мы побывали в зональном центре управления воздушным движением в Альбукерке. Неказистые с виду одноэтажные здания оказались буквально нашпигованы техникой. Уровень компьютеризации поразил даже видавших виды спецов. Огромное количество мониторов отслеживает одновременное движение более пяти тысяч судов, находящихся в небе. Один щелчок мышкой - и на экране высвечивается полная информация по воздушному судну: номер борта, куда и откуда летит, все его данные. Мы попросили найти нашу компанию «Аэрофлот». Рядовой диспетчер чуть ли не впервые слышал о такой. Он долго щелкал мышкой, прежде чем нашел один-единственный рейс, летящий из Канады в Шереметьево. Удивительное дело: в американском небе пять тысяч самолетов и тысяча тепловых аэростатов спокойно расходятся, и их эшелоны почему-то не пересекаются! А у нас ста самолетам и десяти аэростатам в небе ужасно тесно. С десяток разрешений нужно получить пилоту, чтобы поднять аэростат в России, а там - на высоте до 500 м можно летать без всяких разрешений. Вот поэтому у них и развивается все так стремительно. Исключение у американцев составляют только газовые аэростаты, поскольку они летают значительно выше (до 6 км) и дальше: в чемпионате Америки на дальность полета на газовом аэростате, который также имел место в Альбукерке в это же самое время, победитель перелетел с тихоокеанского побережья до атлантического за трое суток.

—Я так поняла, что полеты были только рано утром, а чем же занимались зрители и члены команд все остальное время?

—Отдыхали. Общались, обменивались значками, знакомились, ходили по магазинам. Были организованы экскурсии в индейские племена, сами мы ездили в Лас-Вегас, на «фабрику грез». А вообще американцев не надо развлекать. Они развлекаются сами: ежедневные пикники, барбекю... Все необходимое они привозят с собой: мясо, фрукты, напитки, раскладные кресла, диваны, столы... и даже раскладные домики! На эстрадной сцене постоянно выступали фольклорные ансамбли, школьники, индейцы, группы барабанщиц - начиная с 5 утра и до позднего вечера музыка и танцы нон-стоп.
Из развлечений для гостей можно назвать «Party в зоопарке». Там можно было пообщаться, расслабиться за щедро накрытыми столами, да еще и зверей посмотреть! Что интересно, спиртные напитки и даже пиво разрешалось пить только на территории зоопарка. Пришлось выбрасывать в урну недопитую банку! Ничего не поделаешь - дисциплина. У американцев она проявляется во всем: например, в том же зоопарке при обилии еды никому не пришло в голову сунуть булку слону или медведю. В этом они не похожи на нас. Если водитель на трассе заметил, что кто-то нарушил скоростной режим, он тут же звонит в полицию. У нас это называется «стукачеством», а у них - дисциплиной. Толпы зрителей вокруг аэростатов ничуть не мешали подготовке к полету, потому что никто не позволил бы себе дернуть за страховочный фал или повиснуть на борте, когда корзина поднимается в воздух. 
Ежегодно фиеста в Альбукерке приносит штату Нью-Мексико 76 миллионов долларов прибыли. За время фиесты средний посетитель тратит около 173 долларов на сувениры и фотопленку и около 1280 долларов - на проживание, транспорт, еду, напитки и развлечения.

Елена Силаева

 

 

 

Вы здесь: Home Каталог Статьи Летающая Россия Наши в Америке. Воздухоплавательная «Мекка»: тысяча шаров и миллион зрителей