Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Пилоту Голышеву – 100 лет

17 сентября 2015 г. – 100 лет со дня рождения Георгия Ивановича Голышева, советского воздухоплавателя, организатора аэрологических исследований с использованием аэростатов, первого директора (с 1941 г.) Центральной аэрологической обсерватории, доктора технических наук, лауреата Государственной и Ленинской премий СССР. Каким он был и чем запомнился – об этом данная статья.
September 17, 2015 – the 100th anniversary of George Ivanovich Golyshev, Soviet balloonist, organizer of upper-air research using balloons, the first director (since 1941) of the Central Aerological Observatory, doctor of technical sciences, laureate of the Lenin and State Prizes of the USSR. What was he, and what is remembered – in this article.

Пилоты обсерватории перед уходом на фронт (июнь 1941 г.);  каждый – рекордсмен мира или страны. А.Рощин, Г.Голышев, Б.Невернов, А.Фомин, А.Крикун, С.Зиновеев (слева направо)13 февраля 1941 года Александр Фомин и Георгий Голышев – пилоты Отдельной воздухоплавательной группы (ОВГ) аэрологической обсерватории, – в обычной открытой корзине на газовом аэростате «ВР-79» с оболочкой объёмом 2 700 м3 совершили полёт на высоту 12 138 м. Жизнь убедительно показала уникальность достигнутого результата. Даже сегодня, почти через 75 лет, этот результат превышает официальный мировой рекорд в категориях от АА-08 до АА-13. А за месяц до этого полёта (7.01.1941 г.) они слетали на высоту 11 300 м. Вскоре началась война, и документы для регистрации рекорда в ФАИ не подавались. Сегодня лишь единицы из пока относительно немногочисленного российского братства аэронавтов знают и помнят эти имена. К глубокому сожалению, командир ОВГ Александр Александрович Фомин, в первые дни войны ушедший на фронт в качестве командира отдельного отряда аэростатного наблюдения, погиб уже в октябре 1941 года. А за несколько дней до начала войны (16.06.1941 г.) его непосредственный начальник, Михаил Николаевич Канищев (легендарный воздухоплаватель, соратник А.М.Кованько, штабс-капитан офицерской воздухоплавательной школы, победитель первых в СССР воздухоплавательных соревнований, профессор военно-воздушной академии) писал в его характеристике: «… Человек, которого можно послать на любой самый ответственный и рискованный полёт, так как в воздухе не растеряется. Специалист в области сверхвысотных полетов, в которых безусловно является первым пилотом-воздухоплавателем СССР… может занять любую ответственную руководящую должность, связанную с научно-экспериментальными полётами…» Несомненно, личность Александра Александровича Фомина заслуживает отдельного рассказа. А сегодня речь о его друге и соавторе вышеуказанного мирового результата – Георгии Ивановиче Голышеве, так как 17 сентября 2015 г. исполнилось 100 лет со дня его рождения.
В мае 1941 г. тот же Михаил Николаевич Канищев на характеристике старшего пилота ОВГ Голышева написал: «С характеристикой командира согласен. Вдумчивый и знающий пилот, резко выделяющийся из среды прочих пилотов обсерватории своим культурным развитием». Наверное, это природное качество молодого парня из далекой оренбургской деревни было естественной составляющей его таланта организатора. И оно настолько выделяло его, что в трудные для страны дни, уже в октябре 1941 г. приказом начальника гидрометслужбы Красной Армии генерала Е.К.Фёдорова (знаменитого полярника, Героя Советского Союза) Георгий Иванович был назначен начальником аэрологической обсерватории. Обсерватории было поручено оперативное обеспечение войск аэрологическими данными в период боев за Москву.
Можно многое рассказать о героизме соратников Георгия Ивановича. Скажу коротко: весь период войны обсерваторией обеспечивалось ежедневное зондирование (привязной аэростат, самолёт-зондировщик, радиозондирование) – даже когда с привязного аэростата можно было рассмотреть позиции врага на подступах к столице!
Перед рекордным полётом (слева направо) – Н.Аминтаев, П.Полосухин,  Г.ГолышевА говоря о пилоте Голышеве, нужно сказать, что ещё в 1938 году он, вместе с тогда уже известными пилотами-аэронавтами А.Фоминым и А.Крикуном, испытал в полёте вариант конструкции гондолы стратосферного аэростата в виде планера. В то время, после гибели экипажа стратостата «Осоавиахим-1», усиленно искали варианты обеспечения безопасности экипажа. Предполагалось, что подобная гондола в случае разрыва оболочки даст возможность безопасного приземления и спасения экипажа. В этом испытательном полете на высоте 5 100 м пилот провёл отцепку планера от субстратостата и спланировал к месту вылета. (Облегчённый субстратостат затем достиг высоты 6 800 м.) Выдающийся пилот П.П.Полосухин (которому ранее журнал «Воздухоплаватель» уже посвятил несколько статей его ученика, А.Н.Новодерёжкина) так характеризовал пилота Голышева в своей книге «Записки спортсмена-воздухоплавателя и парашютиста»: «Голышев был достойным товарищем Фомина в ответственных подъёмах. Он уже давно зарекомендовал себя опытным, смелым и находчивым воздухоплавателем. Как-то, отправившись вместе с Неверновым в высотный полёт, Голышев обнаружил, что аппендикс субстратостата случайно остался завязанным. Воздушный шар быстро выполнялся. Приближался момент, когда водороду потребуется свободный выход наружу. Что делать? Добраться до аппендикса — невозможно. Прекратить подъём? Но это значит не выполнить задания. И Голышев принял смелое решение. Натянув клапанную верёвку, он заставил газ выходить из оболочки через клапан. Это было рискованно, так как нельзя точно знать, в достаточном ли количестве выходит водород. Внимательно следя за нижней полусферой и стараясь не допустить натягивания материи, Голышев и Невернов продолжали подъём и выполнили научные наблюдения».
Эта способность быстро принимать смелые нестандартные решения помогала Георгию Ивановичу на протяжении всей жизни. Возможно, её и заметил Евгений Константинович Фёдоров; затем многие годы они шли по жизни рядом: учёный, академик, общественный деятель, руководитель гидрометслужбы страны – и пилот-аэронавт Георгий Голышев.
Уже 11 августа 1945 года П.П.Полосухин и «летающий директор» Г.И.Голышев на аэростате «СССР ВР-79» совершили первый в послевоенный период высотный полёт и достигли высоты 11 451 м. Полёт был испытательным и по специальному заданию: на высоте 10 436 м корзину аэростата покинул парашютист-испытатель подполковник ВДВ Наби Аминтаев. Не раскрывая парашюта, он пролетел 150 секунд, и только за 11 секунд до успешного приземления раскрыл парашют на высоте 710 м.
Данный полёт подготавливался в соответствии со всеми действующими спортивными правилами, и был зарегистрирован спортивным комиссаром Центрального аэроклуба. Результат высоты подъёма в этом полете являлся национальным рекордом страны. Он давал и возможность регистрации мирового рекорда, но, вероятно, именно то обстоятельство, что выполнялось специальное задание, не позволяло оформить результаты в установленном порядке и вписать в таблицу мировых рекордов имена Порфирия Полосухина и «летающего директора» Георгия Голышева. Полёт являлся частью большой комплексной программы, направленной на отработку методики парашютных прыжков с большой высоты и на исследование высотного оборудования для их обеспечения. Вполне естественно, что в тот период эти работы, которые, по принятой сегодня современной терминологии, вполне можно считать работами «двойного назначения», не разглашались.
А пилот-аэронавт 1-го класса Георгий Иванович Голышев 11 ноября 1945 года вместе с М.И.Волковым вновь совершил исследовательский полёт на высоту 10 700 м. В феврале 1946 года вместе с П.П.Полосухиным им был выполнен исследовательский полёт на 11 050 м. Уже в качестве наблюдателя 21 августа 1946 года он принял участие в полёте на высоту 8 200 м вместе со своими давними друзьями и соратниками, первоклассными (и согласно лётным документам, и по своей сути) пилотами – П.П.Полосухиным и А.Ф.Крикуном. В качестве наблюдателя в этом полёте участвовал и руководитель гидрометслужбы страны Е.К.Фёдоров.
Возможно, причиной совместного полёта такого нестандартного экипажа было то обстоятельство, что в 1946 году обсерватория вместе со всем управлением гидрометслужбы Красной Армии была передана в подчинение Совета Министров, и Е.К.Федоров, только что ставший руководителем гражданской гидрометеослужбы страны, оценивал возможности и перспективы уникальной научно-исследовательской организации вверенного ему ведомства. Хорошо известно, что, как организатор и генератор идей, он стремился объединить и все возможности, и талантливых людей для решения возникающих вопросов и проблем. Известно, что в послевоенное время он, прежде всего, занимался изменением системы наблюдений с целью приведения её в соответствие с требованиями потребителей гидрометеорологической информации. Довольно быстро сеть наблюдений пополнилась радиолокаторами, самолётами-лабораториями, автоматическими метеорологическими станциями, а также метеорологическими спутниками. В будущем под его руководством была создана спутниковая система «Метеор». И со всеми этими преобразованиями отечественной гидрометслужбы самым тесным образом связана Центральная аэрологическая обсерватория и её многолетний руководитель Георгий Иванович Голышев, который долгие годы был соратником Е.К.Фёдорова в его начинаниях, а немалый период времени (1963-1970 гг.) – и его официальным первым заместителем.
Уверенность и оптимизм –  таким своего директора запомнила Центральная аэрологическая  обсерваторияВозвращаясь к послевоенным исследованиям и аэростатным полётам, нужно отметить, что для Георгия Ивановича это был «крайний» высотный полёт. Обсерватория значительно увеличивала объём научных исследований, изменялся и расширялся круг задач; директор уже не имел возможности совмещать свою деятельность руководителя и требования тщательной личной подготовки к серьёзному полётному эксперименту.
Георгий Иванович в жизни успел многое. Профессиональный пилот-аэронавт 1-го класса, организатор исследований атмосферы с использованием средств радиолокации, исследований с применением стратосферных аэростатов, метеорологических ракет и метеоспутников; лауреат Государственной премии (1948) и Ленинской премии (1970), доктор технических наук (1972); на протяжении многих лет – первый заместитель руководителя гидрометслужбы страны. Несомненно, аэронавты «бывшими» не бывают. И после завершения лётной деятельности всю свою дальнейшую жизнь Георгий Иванович Голышев стремился сохранить замечательные традиции отечественного научного и спортивного воздухоплавания.


Давид Шифрин


Вы здесь: Home Статьи Юбилейные даты Пилоту Голышеву – 100 лет