Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В ФИЛАТЕЛИИ И ФИЛОКАРТИИ

Окончание. Предыдущие материалы напечатаны в журнале «Воздухоплаватель» №№ 1 (24), 2 (25), 1 (26).
Часть 4
Коллекционеры никогда не прекращают поиск артефактов. Поэтому в данной публикации рассказывается о новых полученных материалах. Поиски их велись в Интернете, в архивах, а также в библиотеках.


рис. 1В 2008 г. почта Австралии отметила 150-летие воздухоплавания на этом континенте. Были выпущены 4 марки с рисунками современных аэростатов разных конструкций. Кроме того, малым тиражом был издан буклет с описанием марок и историей зарождения воздухоплавания в регионе (рис. 1). Страницы иллюстрированы рисунками и фотографиями из Национальной и других библиотек страны.
Сегодня полёты аэростатов стали обычным явлением. Но не всегда это было безопасным занятием – первые воздухоплаватели не без оснований опасались за свою жизнь. Поэтому почта сочла необходимым отметить 150-летие со дня первого успешного полёта на воздушном шаре в Австралии.
Среди смельчаков-воздухоплавателей, которые развлекали австралийских зрителей в 1889 г., был американский профессор Bartholomew. Сидя на трапеции, он поднимался на милю, после чего спрыгивал и летел вниз. Толпа ахала от ужаса, парашют раскрывался, и профессор выполнял акробатические упражнения. На рис. 2 представлена гравюра по дереву, изображающая это событие. рис. 2Художница Julian Ashton назвала свой рисунок «Ballooning extraordinary», напечатан он был в «Australasian Sketcher» 12-го января 1889 г.
Женщины не уступали мужчинам в храбрости. В феврале 1890 г. американская акробатка Valerie van Tassel стала первой женщиной в Австралии, прыгнувшей с воздушного шара на парашюте. Это произошло на ипподроме города Newcastle в New South Wales. В мае она выполнила прыжок в Adelaide, а в июне – в Townsville. На рис. 3 показаны плакат и программа выступления в Adelaide, хранящиеся в библиотеке штата.
В 2012 г. почта африканского государства Бурунди выпустила серию из четырёх марок и блока (рис.4) на тему «Les Ballons» («Аэростаты»).
рис. 3На марках изображены:
Franchesco Lana de Terzi (1631-1687) и его воздушное судно;
Jean-Pierre Blanchard (1753-1809) и его воздушный шар;
Andre Jacques Garnerin (1792-1823) и сложенный парашют, прикреплённый к воздушному шару;
спуск Andre Jacques Garnerin на парашюте.
Франческо Лана де Терзи (Franchesco Lana de Terzi; 1631-22.02.1687, Брешиа, Ломбардия) – итальянский иезуит, математик, естествоиспытатель и «отец» воздухоплавания. Будучи профессором физики и математики, он впервые описал в общих чертах концепцию вакуумного дирижабля.
Воодушевлённый опытами Отто фон Герике (немецкого физика, инженера и философа; прим. ред.) с магдебургскими полушариями (выкачивание воздуха из медной сферы, состоящей из двух полушарий; прим. ред.), де Терзи обосновал идею воздушного судна. В 1670 г. он публикует книгу «Prodromo» («Предтеча»), в которой и содержится описание «летающего корабля».
рис. 4У судна была центральная мачта, к которой крепился парус, и четыре мачты, на которых устанавливались сферы из медной фольги. Воздух должен был выкачиваться из сфер до создания вакуума внутри, что обеспечивало подъём. Каждая сфера имела бы диаметр 7,5 м. Управлялся бы дирижабль как парусные лодки. Учёный также подсчитал, что будет обеспечена достаточная подъёмная сила для перевозки шести пассажиров. Кроме того, де Терзи предположил, что с такого судна можно будет с воздуха атаковать города.
Готфрид Уильям (Вильгельм) Лейбниц (немецкий математик, механик и физик; примеч. ред.) в 1710 г. рассчитал, что построить такие вакуумные сферы физически невозможно. Но открытие графена, а также последние достижения в области его производства, могут опровергнуть эти расчёты.
Корабль де Терзи изображён на марке Мали 1967 г. (рис. 5), серия «French Aerospace Research» («Французские аэрокосмические исследования»). Модель изобретения де Терзи находится на выставке в Национальном Смитсоновском музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
рис. 5В своей книге «Prodromo» учёный также представил изобретённый им совершенно новый алфавит для слепых людей. В отличие от предыдущих систем письма, этот алфавит был основан на знаках «тире», которые могут быть опознаны пальцами. Де Терзи не смог догадаться, что точки более узнаваемы на ощупь. (В 1824 г. Луи Брайль разработал именно на основе «точки» алфавит для слепых, который был назван в его честь.)
В 2014 г. издательский дом «Publishing house Bazhenov and Son» (Москва) выпустил серию почтовых карточек по материалам Библиотеки конгресса (Вашингтон) и Королевской библиотеки (Лондон). В их числе оказались и сюжеты из истории воздухоплавания и парашютизма.
Ниже приведены пояснения к иллюстрациям данной публикации. Описание дается в хронологическом порядке, а не по номерам рисунков в серии.
Луи-Себастьян Ленорман (Louis-Sebastien Lenormand, 25 мая 1757 г., Монпелье, Франция – декабрь 1837 г., Кастр, Франция) – французский физик, изобретатель и пионер в области прыжков с парашютом.
Ленорман родился в Монпелье в 1757 г. в семье часовщика. В 1775–80 гг. в Париже, под руководством Лавуазье и Бертолле, он изучал физику и химию – в частности, применение селитры для производства пороха.
рис. 6 рис. 7Ему приписывают авторство термина «парашют» (от греческого «para» – «против» и французского «chute» – «падение»). Задуман был парашют для спасения обитателей горящих зданий. Проект этого парашюта показан на виньетке и сувенирном листке, выпущенном в 1948 г. аэроклубом в Дофине (Франция) ко «Дню марки» (рис. 6 и 7). Следует обратить внимание, что Ленорман предвосхитил появление ножных обхватов в парашютной системе. В процессе испытаний Ленорман сбрасывал с дерева и с обсерватории на шёлковых парашютах кошку и собаку.
рис. 8На рис. 8 представлен прыжок Ленормана 26 декабря 1783 г. с башни обсерватории в Монпелье на зонтике-парашюте диаметром 14 футов (4,27 м) с жёсткой деревянной рамой.
Надпись под рисунком: «Sebastien Lenormand fait la 1re Experience du Parachute Montpellier (1783)» («Первый опыт парашютного прыжка Себастьяна Ленормана в Монпелье в 1783 г.»). В реальности такого прыжка не было.
В 1803 г. Ленорман переехал в Париж, где получил работу в акцизном офисе министерства финансов. Он начал публиковаться в технологических журналах и подал патентные заявки на байдарку, часы (успешно установленные на Парижской опере) и систему уличного освещения.
После отставки в 1815 г. Ленорман занялся издательством, выпустив сначала «Annales De L’industrie Nationale Et Etranger Ou Mercure Technologique» («Летопись национальной и иностранной промышленности или Торговля технологиями»). В период с 1822 по 1837 гг. он издаёт двадцатитомное издание «Dictionnaire Technologique» («Технологический словарь») и разнообразные руководства.
В свидетельстве о смерти его профессия была указана как «профессор богословия», поскольку термин «технология» был ещё слишком нов в то время.
Андре-Жак Гарнерен (Andre Jacques Garnerin; 31 января 1769 г. – 18 августа 1823 г., Париж) – известный французский воздухоплаватель, первый в мире парашютист и изобретатель бескаркасных парашютов.
Гарнерен учился у профессора Жака Шарля (изобретателя шарльера – воздушного шара, наполняемого газом легче воздуха; прим. ред.) и был связан с полётами воздушных шаров. Воздухоплаванием он занимался совместно со своим братом Жаном-Батистом-Оливье Гарнереном (1766-1849 гг.).
С 1797 г. Гарнерен регулярно устраивал испытания своего парашюта и демонстрации прыжков в парке Монсо, Париж. Стало сенсацией, когда он объявил в 1798 году, что в следующем рейсе пассажиром станет женщина. Перед этим он был вынужден предстать перед должностными лицами Центрального бюро полиции, чтобы оправдать свой проект. Полицейские были обеспокоены тем, что снижение атмосферного давления может привести к потере сознания у женщины. Также вызывала сомнения «моральность полёта в такой непосредственной близости» – и посему последовал отказ. После консультаций с министром внутренних дел судебный запрет был отменён на том основании, что «видеть то, как два человека разного пола поднимаются на воздушном шаре, не более скандально, чем видеть, как они запрыгивают в экипаж». Официальные лица также согласились, что решение женщины свидетельствует об её уверенности в успешном исходе эксперимента и о личной отваге.
Напарница была выбрана заранее и, когда запрет сняли, Гарнерен был уже готов к полёту. Он рекламировал это событие в парижской газете так: «Молодая горожанка, которая составит мне компанию, радуется приближению дня нашего путешествия. Я взлечу с ней из парка Монсо в течение ближайших десяти дней».
8 июля 1798 г. в парке собралось большое количество зрителей, желающих посмотреть на подъём. Полёт прошёл без происшествий, и путешествие закончилось в Гуссенвиле (около 30 км к северу от Парижа).
рис. 9Первый спуск в гондоле с шёлковым парашютом был выполнен тоже в парке Монсо 22 октября 1797 г. (рис. 9). Гарнерен размещался в корзине, прикреплённой к парашюту диаметром 23 фута (7 м). На высоте около 3 000 футов (1 000 м) Гарнерен обрезал верёвку, прикреплявшую его парашют к воздушному шару. Аэростат продолжил подниматься ввысь, а Гарнерен спустился в корзине на парашюте. На рис. 9 изображены парашют с корзиной и улетающий шар. Текст под рисунком: «Descente de Jacques Garnerin en Parachute (1797)» («Спуск Жака Гарнерена на парашюте (1797)). В медальоне – портрет воздухоплавателя и парашютиста с текстом «Jacques Garnerin 1797».
После этого спуска Гарнерен был назначен «официальным аэронавтом Франции». В этом качестве он с женой в 1802 году, во время действия Амьенского мирного договора, посетил Англию. Там супружеская пара совершила несколько демонстрационных полётов (первый состоялся вечером 21 сентября 1802 г.).
Когда война между Францией и Великобританией возобновилась, Гарнерены были вынуждены вернуться на континент.
3–4 октября 1803 г. Андре-Жак совершил перелёт на расстояние 245 миль (395 км) от Парижа до Клаузена в Германии.
Его ученица, Жанна-Женевьева Лябросс (Jeanne Genevieve Labrosse, 1775–1847 гг.), которая впоследствии стала его женой, была первой воздухоплавательницей и первой женщиной-парашютисткой. Свой первый самостоятельный полёт Лябросс совершила 10 ноября 1798 г. Вторым пилотом стала мисс Хенри из Англии, (так что этот полёт на шаре может считаться также первым полётом женской группы). А 12 октября 1799 г. она спустилась на парашюте с высоты 900 метров.
Племянница Андре-Жака, Элиза Гарнерен (родилась в 1791 г.), научилась летать на воздушных шарах в возрасте 15-ти лет и совершила 39 спусков на парашюте с 1815 по 1836 гг. в Германии, Италии, Испании, России и Франции.
Умер Гарнерен 18 августа 1823 г. в результате несчастного случая: во время изготовления воздушного шара на него упала деревянная балка.
рис. 10Изображение парашюта Гарнерена неоднократно использовалось на марках Zazzle Custom Stamps (рис. 10, 2013 г.). Эта американская фирма выпускает так называемые «персонифицированные» марки. Заказчик марок может предложить любой сюжет или рисунок. Корреспонденция, франкированная (оплаченная; прим. ред.) этими марками, может быть доставлена адресатам как в США, так и за рубежом. Марки выпускаются трёх размеров, в листах по 18–20 марок. Тарифы меняются каждый год, в зависимости от состояния доллара США.
рис. 11В утопических романах французского писателя Nicolas Anne Edme Restif (1734–1806 гг.) «Le Gynographs» (1777 г.) и «L’Andrographe» (1781 г.) описан французский Dedale (Дедал) Victorius, прыгающий со скалы (рис. 11). У летающего человека имеются крылья и парашют – зонтик, прикреплённый к голове (рис. 11а).
Спуск на парашюте человека в корзине показан на рис. 11b. Кто вырезал рисунок гравюры, пока установить не удалось. Но ясно, что он знал о прыжке Гарнерена. Надпись под гравюрой гласит: «Les Utopies de la Navigation Aerienne au siecle Dernier» («Аэронавигационные утопии прошлого (XVIII) века»).
рис. 11а рис. 11bЖан-Пьер Франсуа Бланшар (Jean-Pierre Francois Blanchard; 4 июля 1753 г., Petit-Andely, Франция – 7 марта 1809 г., Париж, Франция) – французский изобретатель, пионер авиации и воздухоплавания.
Сын токаря, ещё ребёнком его тянуло к изобретениям и созданию механизмов. Больше всего его интересовало покорение небес. Он разработал летающий корабль в форме птицы с шестью крыльями и рулём. Публичная демонстрация состоялась 5 мая 1782 г., но аппарат не смог взлететь.
Вслед за братьями Монгольфье он построил свой воздушный шар, добавив к нему румпель и вёсла и наполнив его водородом.
2 марта 1784 г. на Марсовом поле в Париже собралась толпа, чтобы посмотреть на подъём пилотируемого аэростата диаметром 27 футов (8 м). В момент взлёта молодой человек по имени Дюпон де Шамбон (приятель Наполеона по Военной школе в Бриенне), которого отказались взять в полёт, перерубил мечом верёвки, повредил вёсла и ранил Бланшара. Шар, подхваченный ветром, пересёк Сену и приземлился на улице Rue De Sevres.
Второй свой подъём Бланшар выполнил в Руане, а третий – в Лондоне, в 1784 г.
7-го января 1785 г. Бланшар и его друг (и покровитель) американец Джон Джеффрис за 2 часа 25 минут пересекли канал Ла-Манш от Дувра до Guines (коммуна Па-де-Кале, Франция) на воздушном шаре, наполненном водородом. После трети пути корабль начал опускаться. Бланшар и Джеффрис выбросили за борт всё, что могли: не только якорь и верёвки, но и часть одежды. Восстановив высоту, воздухоплаватели смогли избежать сброса последнего ресурса – самой гондолы. Воздушный шар поднялся и описал дугу, прежде чем опустился в Guines.
Бланшар демонстрировал полёты на воздушном шаре во многих странах. 9 января 1793 г. он выполнил свой сорок пятый подъем на шаре в Филадельфии возле Вудбери (Нью-Джерси). Это был первый полёт в САША (Северо-Американских Соединённых Штатах). Провёл Бланшар там четыре года. Среди свидетелей его полётов были первый президент Соединенных Штатов Джордж Вашингтон, а также четыре следующих: Джон Адамс, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро.
Во время своего шестьдесят шестого подъема 20 февраля 1808 г. в Шато-де-Блуа, недалеко от Гааги, у Бланшара случился гипертонический криз. Он выпал из корзины на высоте шестидесяти футов (чуть более 18 м). Умер он год спустя в Париже.
рис. 12Портрет Бланшара и чертёж его шара с парашютом представлены на рис. 12.
Его вторая жена, Madlen Sofi Armant, (она же Мадлен-Софи Бланшар, Мари Мадлен-Софи Бланшар и Мадлен-Софи Арман Бланшар) сопровождала его с 1805 г, и продолжила презентации полётов, чтобы избежать банкротства после смерти мужа.
Софи Бланшар (Sophie Blanchard; 25 марта 1778 г. – 6 июля 1819 г.) родилась в протестантской семье в Труа-Канонс, недалеко от города Ла-Рошель. Вдова знаменитого воздухоплавателя Жан-Пьера Бланшара, она стала первой профессиональной женщиной-воздухоплавателем, совершившей 67 полётов. До неё женщины уже поднимались на шарах, но только в качестве пассажиров.
Получившая европейскую известность, Софи Бланшар совершала полёты по заказу Наполеона Бонапарта, при котором она считалась «аэронавтом официальных мероприятий», заменив Андре-Жака Гарнерена. Во время реставрации монархии в 1814 г. она совершила полёт в честь Людовика XVIII, который назвал её «официальным аэронавтом Реставрации».
6 июля 1819 г. при подъёме на шаре над садами Тиволи Софи Бланшар взяла с собой бенгальские огни. рис. 13В руке у нее был зажжённый фитиль для их поджигания. Внезапно корзина зацепилась за деревья, и фитиль коснулся оболочки наполненного водородом шара. Оболочка загорелась, и шар начал медленно спускаться, но налетел на крышу дома. Софи Бланшар выпала из гондолы, упала на землю и ударилась головой о мощёную камнями улицу. Несмотря на быстро подоспевшую помощь, она умерла через десять минут (рис. 13).
Текст под рисунком: «Morte de Mme Blanchard (1819)» («Гибель мадам Бланшар (1819)»). Изображены горящий аэростат и выпадающая из корзины воздухоплавательница. В медальоне помещен портрет мадам Бланшар.
Владельцы садов Тиволи после известия о смерти мадам Бланшар немедленно объявили, что средства, собранные в качестве платы за вход, будут пожертвованы в пользу её детей. Кроме того, некоторые зрители начали сбор пожертвований у входа в сады. В результате было собрано 2 400 франков. Однако вскоре обнаружилось, что у неё нет детей, поэтому деньги были использованы на установку памятника на кладбище Пер-Лашез с изображением горящего воздушного шара. Эпитафия на её могиле гласила: «Victime de son art et de son intrepidite» («Жертва своего искусства и отваги»).
Остаток денег, около 1 000 франков, были пожертвованы лютеранской церкви Eglise des Billettes, которую посещала Бланшар.
История смерти Софи Бланшар стала известна по всей Европе: Жюль Верн упоминал её в романе «Пять недель на воздушном шаре»; Фёдор Достоевский в романе «Игрок» сравнивал острые ощущения во время азартной игры с теми чувствами, которые Бланшар, возможно, испытывала во время падения. В 2006 г во Франции был опубликован роман Линды Донн «Маленький воздухоплаватель» («The Little Balloonist») о жизни Софи Бланшар.
рис. 14Оперная певица Elisabeth Thible – первая женщина, самостоятельно совершившая полёт на воздушном шаре. Полёт состоялся 4 июня 1784 г. в Лионе в присутствии шведского короля Густава III. Почта Франции применила в 1984 г. специальное гашение (рис. 14) в честь 200-летия этого события.
Томас Харрис (Thomas Harris) – английский учёный-изобретатель. В 1823 г. он провёл на Темзе в Лондоне испытание молниеотвода для корабля. Также изобрёл клапан для выпуска газа из оболочки, чтобы при посадке ветер не тащил шар по земле.
Харрис погиб во время полёта воздушного шара «Royal George» 25 мая 1824 года. В отчёте о его смерти сообщается, что, вполне вероятно, имела место утечка газа через клапан. В попытке предотвратить падение шара, Харрис сбросил весь балласт и даже одежду пассажирки – а затем выпрыгнул из корзины, чтобы спасти жизнь своей спутнице. В результате аварии Харрис разбился, а его попутчица, восемнадцатилетняя девушка по имени Sophia Stocks, была тяжело ранена.
Катастрофа была отмечена в конце XIX-го века рисунком с изображением данного события (рис. 15). рис. 15Текст под рисунком: «Mort de Harris (1824)» («Гибель Харриса (1824)»). На рисунке – падающий аэронавт и испуганная женщина в корзине.
Мистер Rossiter (член комитета Харриса и дядя его жены) объявил, что в целях сбора средств для вдовы и детей убитого он поднимется на этом воздушном шаре 1 июля в Bedford Arms Hotel, Camden Town. Газета «Morning Chronicle» 5 июля 1824 г. сообщила об успешном подъёме при массовом скоплении людей вокруг отеля.
На рис. 16 изображён аэростат с установленным парусом. Под корзиной размещен парашют зонтичной конструкции. К сожалению, пока не удалось узнать имя автора данного проекта.
рис. 16Следует обратить внимание на ёмкость с реечным механизмом, размещённым под парашютом. Можно предположить, что этот механизм изменяет объем ёмкости с водородом для перекачивания водорода в аэростат и из аэростата.
Рекомендуем читателям ознакомиться с книгой [5]. Автор достаточно точно описал марки всех стран с изображением аэростатов, а также с изображениями людей, причастных к истории воздухоплавания.
Литература:
[1] Ф.С.Груздев. Завоевание воздуха. (Очерки из истории воздухоплавания). – СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1897
[2–4] Ю.А.Голант. Воздухоплавание в филателии и филокартии. – М.: Воздухоплаватель, № 1(24), № 2(25), № 1(26)
[5] В.Н.Сорокин. Воздухоплавание. История летательных аппаратов на марках. – М.: ИЛБИ, 2001


Юрий Голант


Вы здесь: Home Статьи Уголок коллекционера ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В ФИЛАТЕЛИИ И ФИЛОКАРТИИ