Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

ПОЛЕТЫ И СУДЬБА ЖАНА ОВЕРБЕКА

Иван Борисович Овербек - атлет, гимнаст, велосипедист навсегда решил связать свою жизнь с профессией странствующего аэронавта. Какой оказалась судьба Жана Овербека, рассказывает автор статьи Геннадий Черненко.


Flights and fate of Jean Overbeck
This profession does not exist anymore - the profession of errant aeronaut was left in remote past. And there was a time when thousands of spectators gathered to see their shows, and fearlessness of these daredevils fired imagination. Story by Gennady Chernenko.

 

Выступление отважного ОвербекаТеперь такой профессии уже нет. Она осталась в далеком прошлом – профессия странствующих аэронавтов. А было время, когда на их выступления собирались тысячные толпы, и бесстрашие этих смельчаков поражало воображение.
АТЛЕТ, БОРЕЦ, ГОНЩИК
В самом начале прошлого века в Киеве поселился известный на всю Россию аэронавт-парашютист Юзеф Маврикиевич Древницкий. Отдав воздухоплаванию около двадцати лет жизни, пережив множество воздушных приключений и аварий, он решил оставить полеты и заняться менее опасной профессией – журналистикой.
Древницкий сотрудничал в киевских газетах, но, тем не менее, парашют свой не выбрасывал, видимо, полагая, что он еще может пригодиться. И этот парашют, испытанный во многих прыжках, в самом деле пригодился…
В сентябре 1904 года в Киев приехал воздухоплаватель Жан Овербек. Сообщалось, что он будет подниматься на «колоссальном воздушном шаре» и во время полета исполнять «труднейшие гимнастические упражнения». Первый полет Овербека был назначен на 5 сентября из увеселительного сада «Шато-де-Флер».
Воздухоплаватель Иван Борисович Овербек (по афише – Жан) был известен и ранее, но совсем в другой области. Москвич, сын преподавателя музыки, он со школьных лет увлекался разными видами спорта – тяжелой атлетикой, классической борьбой, гимнастикой.
В свои девятнадцать лет Овербек, по словам одного журнала, мог легко «жонглировать двухпудовою гирею, как мячиком, и артистически ходить на четырехаршинных ходулях». Но особенных успехов он достиг в велосипедном спорте. За короткий срок Овербек стал одним из лучших велосипедистов-гонщиков России, побив несколько рекордов. В частности, установил рекорд в полусуточной езде, преодолев за двенадцать часов (с очень короткими перерывами) расстояние в двести семьдесят две версты, то есть двести девяносто километров.
Леона Дар в полетеРОЖДЕНИЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ
Юзеф Древницкий не знал, что именно он своим примером подтолкнул Овербека заняться воздухоплаванием. Вероятнее всего, это произошло в августе 1899 года. Тогда 29-летний Овербек впервые увидел полеты Древницкого в Пушкино, под Москвой. Наверное, сыграли свою роль и выступления в Москве летом 1887 года американки Леоны Дар. Она поднималась в воздух, держась зубами за каучуковый загубник, прикрепленный к тонкому металлическому тросику. Поистине, в эти минуты жизнь отчаянной гимнастки висела на волоске.
Купив за границей воздушный шар-монгольфьер, Овербек решил соединить воздухоплавание с атлетикой и к середине лета 1902 года был готов выступать публично. Московская газета «Русское слово» писала: «Известный спортивной публике велосипедист, гимнаст и атлет г-н Овербек открыл в себе способности аэронавта. Он соорудил огромный шар и предполагает начать серию полетов в подмосковных дачных местностях».
Первый полет Жан Овербек совершил 16 июня 1902 года, взлетев из сада в Богородском, за Сокольниками, во время воскресного гулянья. Выступление аэронавта, выполнявшего высоко в небе гимнастические упражнения, имело большой успех, и в последующие дни он продемонстрировал еще несколько полетов.
Велосипедный спорт был окончательно забыт. Овербек начал разъезжать по городам России и совершать полеты на монгольфьере, но без прыжков с парашютом. Известно, что в начале мая 1903 года он выступал в Казани. Позже (25 мая) – снова под Москвой, в Новом Богородском саду.
Атлет и воздухоплаватель Жан ОвербекРИСКОВАННЫЕ ЭВОЛЮЦИИ
Ко времени приезда в Киев Овербек успел совершить более тридцати полетов. Из-за непогоды назначенное на 5 сентября выступление не смогло состояться. И лишь 11 сентября отважному аэронавту-гимнасту удалось взлететь в киевское небо.
«Воздухоплаватель поднимался, сидя на подвешенной к шару трапеции, и в воздухе проделывал сложные и рискованные гимнастические эволюции», – писала газета «Киевлянин». Овербек бесстрашно повисал под монгольфьером, держась зубами за платок, прикрепленный к трапеции, или же – головой вниз, зацепившись за трапецию одной ногой.
После этого первого полета Жан Овербек совершил в Киеве еще три, вполне успешных. Репортер «Киевского слова» писал о воздухоплавателе: «Его жизнерадостный, бодрый, веселый вид, его особая энергичная, живая отвага, по-моему, исключает в нем всякую боязнь и страх».
Разумеется, Древницкий видел киевские полеты Овербека, познакомился с ним и, наверное, дал ему немало ценных советов. Более того, предложил использовать свой парашют, уже долгое время лежавший в бездействии. Жан Овербек с благодарностью принял это предложение, и вскоре в киевских газетах появились объявления о том, что он 19 сентября опустится на землю при помощи парашюта.
Хотя киевляне уже видели парашютные прыжки заезжих аэронавтов Дзиковского и Лискевича, все равно объявленный прыжок Овербека вызвал огромный интерес. Не только все улицы и площади в районе сада «Шато-де-Флер» были заполнены народом, «даровой» публикой, но и в самом саду царило столпотворение.
Отпущенный шар поднялся на высоту метров пятьсот. Публика в саду смолкла в ожидании главного действа. И вот Овербек бросился с трапеции. «Публика ахнула, – писала газета. – Затем парашют раскрылся и закачался в воздухе».
В НОВЫЕ КРАЯ
Полет Юзефа Древницкого. Аэронавт висит под шаром на стропах парашютаВ Киеве Овербек совершил еще два полета. С тех пор почти все его выступления завершались прыжками с парашютом. Так, благодаря Юзефу Древницкому, в России появился еще один аэронавт-парашютист.
Весной 1905 года, в апреле, он летал в Екатеринодаре. В августе того же года в Москве Овербек намеревался продемонстрировать прыжок во время спортивного праздника на беговом ипподроме. Когда же из-за сильного ветра прыжок пришлось отменить, бесстрашный воздухоплаватель поднялся на воздушном шаре и, повиснув на трапеции вниз головой, начал разбрасывать над Москвой листовки, «летучки», с какой-то рекламой.
Побывав со своим воздушным шаром во многих городах европейской России, Овербек решил поехать на Дальний Восток, где прыжки с парашютом были еще в диковину. Его дальневосточные гастроли начались в Хабаровске 29 июня 1906 года. Поднялся Овербек из городского сада, расположенного на берегу Амура. Выступление аэронавта восхищало, бесстрашие и презрение к опасности изумляли. Через пять дней состоялся второй полет, а затем Овербек отправился на пароходе вверх по Амуру в приграничный с Китаем город Благовещенск.
В день полета, 12 июля, во время наполнения монгольфьера хлынул проливной дождь. Намокший отяжелевший шар был не в силах подняться на достаточную высоту, и бесстрашный Жан ограничился гимнастическими упражнениями во время полета. «Под шаром, держась одной рукой за трапецию, висел в воздухе рослый, красивый атлет, – писала благовещенская газета «Амурский вестник». – Надо иметь здоровые нервы, силу воли и уверенность в себе, чтобы спокойно действовать на такой высоте».
ОТМЕНЕННЫЙ ПОЛЕТ
Воздушная акробатка Леона ДарВ начале августа, проделав нелегкий путь, Овербек приехал в Харбин – «столицу» Китайско-Восточной железной дороги (знаменитой КВЖД), город, построенный Россией на территории Китая. Здесь он поднимался в воздух четырежды, и каждый подъем завершался прыжком с парашютом. 27 августа Овербек «приземлился» на крышу дома и сильно ушибся. Это, однако, не помешало ему три дня спустя снова совершить прыжок.
На 3 сентября был намечен крайний, бенефисный полет. Но пасмурная ветреная погода не позволила наполнить монгольфьер. Полет был заменен выступлением Овербека на открытой сцене в качестве силача. Он свободно «играл» с десятипудовой штангой, жонглировал двухпудовой гирей, длинную и толстую железную полосу намотал себе на руку, а затем в течение пяти минут держал на груди рояль с пианистом.
Публика с восторгом аплодировала атлету. «Овербек имел такой крупный успех, – сообщал «Харбинский вестник», – какой только может желать артист-бенефициант». От устроителей вечера ему были преподнесены ценные подарки: дорогой портсигар с благодарственной надписью и золотой перстень с крупными бриллиантами.
И, глядя, как легко работает на эстраде Овербек, никто не мог даже подумать, что внезапная болезнь в считанные дни сведет в могилу этого силача и красавца…
29 сентября газета «Харбинский вестник» сообщила, что накануне в лечебнице доктора Фельдмана от тифа скончался отважный Жан Овербек. Оказалось, что во время выступления на сцене, играя тяжеленными гирями и сгибая железо, атлет уже был болен и держался только силой воли.
Объявление о предстоящем полете Жана ОвербекаВоздухоплавателя похоронили в Харбине, так далеко от Москвы, родного города Жана Овербека…


Геннадий Черненко

Вы здесь: Home Статьи Наши истоки ПОЛЕТЫ И СУДЬБА ЖАНА ОВЕРБЕКА