Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

На тепловом аэростате через Ильмень

Рано утром 27 июля 2013 года в новгородское небо, близ озера Ильмень, поднялись четыре тепловых аэростата, прибывшие из Великого Новгорода, Великих Лук и Санкт-Петербурга. В этот день состоялся первый в истории перелет на тепловом аэростате через озеро Ильмень. Рассказывает участник перелета Алексей Федоров.

Over Il’men Lake by hot-air balloon

There are many beautiful lakes in Russia and there are many big lakes. This one is situated in Novgorod region and is about 45 x 35 km. Alexey Fuedorov tells about the first flight over Il’men Lake in a team of four Russian hot-air balloons.

Идея перелета через озеро Ильмень возникла у Александра Фёдорова и была поддержана мной (Алексеем Федоровым) при подготовке и проведении II Фестиваля воздухоплавания «Великий Новгород - Сердце России» в августе 2012 года, но тогда по погодным условиям это было невозможно. Идея сохранялась на протяжении года – постоянно отслеживались метеоусловия и прорабатывались различные варианты для успешного осуществления задуманного плана.

Во второй половине июля 2013 года в течение недели ветер имел стабильное северное направление и высокую скорость, а к субботнему утру 27 июля прогнозировалось затихание ветра у земли – и мы запланировали старт…

27 июля в 4:45 утра состоялся предполетный брифинг (возле деревни Ращеп). Прибыли 3 аэростата: «Господин Великий Новгород» - пилот Александр Федоров, «АВРО» - пилот Алексей Федоров, «Даймонд» - пилот Андрей Чижов. В это время пилот Сергей Никитин с аэростатом «Байт» был на пути к нам близ города Сольцы.

Изначально планировали стартовать возле деревни Троица.

У земли начал подниматься туман. Для удачного перелета необходимое направление ветра – 180°. Первый брошенный метео- зонд показал приземное направление 90°, вверху его движение было похоже на 180°. Общее направление с Троицы не должно было быть меньше 170°, так как иначе мы рисковали попасть в устье реки Ловать или на Парфинские леса и болота, а это – проблема с посадками, да и расчетное расстояние полета составляло бы более 60 км.

Полет был на грани отмены…

На брифинге было решено стартовать не на берегу оз. Ильмень, а сдвинуться дальше по суше, чтобы пройти по неблагоприятному направлению понизу, а при наборе высоты поймать нужный доворот в 180°.

Рассматривали 2 варианта для старта: деревню Три Отрока или поля между деревнями Ильмень и Хотяж. Остановились на втором варианте.

А туман начал потихоньку рассеиваться…

В 5:15 утра Сергей Никитин подъезжал к деревне Борки, что примерно в 15 километрах от нашего запланированного старта. Пущенный метео-зонд на дороге между деревнями Ильмень и Хотяж «пошалил» с нашими нервами, так как приземистый ветер показал направление 70°, но зато с набором высоты доворот на 180° был выражен более ярко.

На полях образовалась роса. Трава была очень высокой, и не хотелось портить предполетное настроение промокшей обувью. Нашли небольшой скошенный участок, как будто специально подготовленный для нас – можно было разместить 5-6 аэростатов. Решили разложить аэростаты здесь. Начали собирать гондолы и готовиться к старту.

5:30 утра. Подъехал Сергей Никитин. Еще один пущенный метео-зонд показал направление ветра стабильное 70-180°. Сергей рассказал про туман, который он наблюдал возле Борков.

Принято решение холодного наддува аэростатов, с последующим подогревом и стартом. Сергей на старте использует дополнительный, 5-й баллон для первичного подогрева воздуха внутри оболочки аэростата. У остальных аэростатов - стандартная комплектация, 4 баллона. Во всех аэростатах есть в наличии спасательные жилеты – на случай, если придется садиться на воду.

Все пилоты берут в полет по одному пассажиру. «АВРО» и «Великий Новгород» посадили фото- и видеокорреспондентов. Остальные аэростаты взяли членов своих команд.

Первым стартует «Великий Новгород», затем «АВРО», «Даймонд» и «Байт». Аэростат «Великий Новгород» движется по направлению 90°, и при наборе 300 метров направление переходит на 180°.

Долетели до озера Ильмень – слева от реки Веряжа.

Дальнейший набор высоты, вплоть до 500 метров, изменяет направление на 170° и даже 165°! Первые 30 минут все аэростаты движутся на высоте около 300 метров. При старте скорость движения ветра была 18-20 км/ч, но постепенно она снижалась, и после 40 минут полета был достигнут минимум - 10 км/ч. При такой скорости с нашим запасом газа озеро не перелететь!

Маршрут полетаПервое решение - «пробить» высоту – принимает пилот аэростата «Великий Новгород» Александр Фёдоров. До 700 метров направление доходило до 160°, далее пошел необходимый нам доворот, и с 900 до 2250 метров высоты направление ветра было 175° - 195° и даже временами достигало 200°.

Мой первый баллон закончился через 33 минуты полета. Еще через 15 минут, плюс уменьшение скорости ветра – я принял решение на набор высоты. После достижения направления 180° на 800 метров и 175° на 900 метров - начал двигаться на высоте 800 метров, с нужным курсом. Скорость ветра на этой высоте была около 25 км/ч и временами достигала 30 км/ч.

Все было хорошо, но... берега не видно! Между поселком городского типа Шимск и городом Старая Русса - сильный туман. Второй баллон закончился на 73-й минуте.

После 80 минут полета решил пробить туман, который поднимался на 400 метров от земли, и попробовать ветер на высоте 300 метров, в чем разочаровался, так как направление на этой высоте составляло 160°. Возврат на высоту 700 метров – и решение: как можно дольше продержаться на этой высоте.

Навигатор показывает, что мы уже над твердой землей, но снижаться еще рано. Дымка тумана под нами движется по касательной к озеру, и вполне вероятно, что приземистый ветер дует на озеро.

Пролетев еще километров 5-7 над сушей, принимаю решение на быстрое снижение. Высота - 400, 300, 200, 150 метров - земли не видно, направление достигло 90°. Прорабатывается негативный вариант: пролететь все посадочные поля и уйти на узенькую дорожку Ст.Русса - Взвад. На высоте 100 метров поля уже видны, но возможны линии электропередач. Направление 70°. Навигатор показывает, что лечу на село Жилой Чернец.

Туман рассеивается, высота уменьшается. Вижу аэростат «Великий Новгород», который также готовится к посадке. На посадке направление достигает 40°. «Великий Новгород» приземляется близ деревни Шишиморово, а я – на дорогу Шишиморово-Большое Учно.

По радиосвязи с «Великим Новгородом» узнаю, что все аэростаты приземлились успешно. Прогноз направления и скорости ветра на высоте на 27-е число – оправдался!

Кстати, через 15 минут после посадки об облачности и тумане можно было только рассказывать…

Время полета – 2 часа ровно. Пройденное расстояние – 45 км.

Первый в истории перелет через озеро Ильмень состоялся!

Алексей Федоров

 

Вы здесь: Home Статьи Летающая Россия На тепловом аэростате через Ильмень